Приветствую Вас, Гость

Словарь художественных терминов (буквы З, И, К, Л, М, Н)

                  

Слова на букву "З"

                         

ЗАКРЕПЛЕНИЕ КРАСОЧНОГО СЛОЯ — в масляной живописи работа по восстановлению прочности красочного слоя, начавшего отделяться от грунта или основы.

ЗАМЫСЕЛ — целостное представление художника об основных чертах содержания и формы художественного произведения до начала практической работы над ним.

ЗАРИСОВКА — рисунок с натуры, выполненный, как правило, вне мастерской с целью собирания материала для более значительной работы или упражнения.

ЗНАТОЧЕСТВО — направление в искусствознании, поставило главной целью совершенствование методики атрибуции произведений искусства.

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ — пропорция, при которой одна из двух составных частей во столько раз больше другой, во сколько сама меньше целого; пропорции золотого сечения отражают фундаментальные закономерности образования и строения форм природы. 

                         

Слова на букву "И"

                         

ИДЕАЛ — в пластических искусствах высший образец духовной и физической красоты, истины и добра, воплощенный в человеческом образе.

ИДЕАЛИЗАЦИЯ — метод художественного обобщения, заключающийся в обработке натуральных наблюдений путем приближения их к идеальным прообразам.

ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — мысль, концепция художника, выражающая его отношение к миру и человеку.

ИЕРАТИЗМ — специфика канонических выразительно-стилевых приемов искусства древнего мира и средневековья; застылостъ изображений и т. п.

ИЗОБРАЖЕНИЕ — воспроизведение средствами искусства внешнего, чувственно-конкретного облика явлений действительности; в изобразительных искусствах основа художественного образа.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО — раздел пластических искусств, выросших на основе зрительного восприятия и создающих изображения мира на плоскости и в пространстве: живопись, скульптура, графика.

ИКОНА — живописное (реже рельефное) изображение Христа, Богоматери, святых, сцен из Священного писания, являющееся предметом поклонения в христианстве.

ИКОНОГРАФИЯ — система вариантов изображения определенного персонажа, лица и события, трактовки какого-либо сюжета.

ИКОНОПИСЬ — вид станковой религиозной (главным образом православной) живописи, обладающей специфическим сюжетным составом, материальной основой, техникой, приемами и методами исполнения; главной ее функцией было создание молельных образов, воплощающих сверхчувствительные представления в чувственно воспринимаемых формах.

ИЛЛЮМИНИРОВАНИЕ — украшение рукописной книги миниатюрами.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ (от лат. illustratio - освещение, наглядное изображение) — изображение, сопровождающее и дополняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции, карты, схемы и т. п.). Область искусства, связанная с изобразительным истолкованием литературных и научных произведений.

ИМПАСТО — термин имеет два значения, Во-первых, обозначает густо наложенный красочный пигмент, например масло или акрил передающий движения кисти художника (Франк Ауэрбах, Виллем де Кунинг, Джек Йейтс) или удары мастихина (Жан Поль Риопель). Bo-вторых, применяется для обозначения техники наложения краски, к которой художник прибегает.

ИМПРЕССИОНИЗМ — направление, возникшее во второй половине XIX в. направление в европейской живописи, заключающееся в передаче общего впечатления (impression), которое краски предметов и фигур производит при различном освещении, избегая всяких подробностей в рисунке. В противоположность прежним художникам, не знавшим различия между освещением фигур на воздухе (plein air) и комнатным освещением, импрессионисты стали исключительно стремиться к правде освещения, не заботясь почти о внутреннем содержании картин, пользуясь фигурами только для колоритных экспериментов. Основатель И. Эдуард Манэ (Manet); последователи: Дега (Degas), Ренуар, в пейзажной живописи Клод Монэ (Monet). Главное значение И. в освобождении живописи от условностей колорита, в развитии технич. средств. Некоторые И. доходили до крайностей в стремлении к исключительному закреплению мимолетных световых ощущений. Отсюда эксцентричность многих картин. См. Duret, "Peintres impressionistes" (1878), Meier-Grafe (2-е издание 1904).

ИНСТАЛЛЯЦИЯ — употреблявшийся первоначально для описания процесса установки произведений в интерьере галереи, этот термин стал впоследствии применяться по отношению к определенному виду искусства. В инсталляции отдельные элементы, размещенные внутри заданного пространства, образуют единое произведение и часто сделаны в расчете на данную галерею (Риркрит Тираваниджа. Франц Вест), Такие произведения создаются "на местности" и не могут быть воспроизведены в другом пространстве: окружающая обстановка является равноправной частью работы. Инсталляция возникла впервые в конце 1950 х - начале 1960 х годов, когда художники поп-арта стали проектировать среду для хеленингов Инсталляция часто предполагает театральную драматизацию пространства (Илья Кабаков. Ханс Хааке). Инсталляции бывают обычно временными и не предназначенными на продажу, большинство постоянных инсталляций создается специально для значительных художественных собраний.

ИСКУССТВОЗНАНИЕ — 1) комплекс наук о всех видах художественного творчества; 2) наука о пластических искусствах.

                

Слова на букву "К"

                           

КАЛЛИГРАФИЯ (греч. kalligraphia - красивый почерк, от kallos - красота и grapho - пишу) — искусство красивого и чёткого письма. История каллиграфии связана как с историей шрифта и орудий письма (тростниковое перо-калам в древнем мире, у народов средневекового Востока; птичье перо в Европе до 1-й половины 19 в.; кисть в дальневосточных странах), так и со стилистической эволюцией искусства. Каллиграфия не только преследует цели удобства чтения, но и сообщает письму эмоционально-образную графическую выразительность. Стилистика каллиграфии тяготеет либо к ясности очертаний, возможности чтения на расстоянии, либо к экспрессивному скорописному курсиву, либо к декоративной узорности, подчас идущей в ущерб лёгкости чтения. В Китае и др. дальневосточных странах каллиграфия ценилась особенно высоко как искусство сообщить графическому знаку эмоционально-символическое значение, передать в нём как сущность слова, так и мысль, и чувство каллиграфа.

КАНОН — 1) совокупность твердо установленных правил, определяющих нормы иконографии, пропорций, композиции, рисунка, колорита для данною типа произведений; 2) произведение, служащее нормативным образцом.

КАРАНДАШ — инструмент для рисования и письма; по материалу различаются графитный, свинцовый, серебряный, итальянский; сангина, пастель, уголь не имеют оболочки; чертежные, маркировочные, копировальные и т. д. имеют разное назначение.

КАРИКАТУРА (итал. caricatura, от caricare - нагружать, преувеличивать) — способ художественной типизации, использование средств шаржа и гротеска для критически целенаправленного, тенденциозного преувеличения и подчёркивания негативных сторон жизненных явлений или лиц; в карикатуре, составляющей специфическую область проявления комического в изобразительном искусстве, сатира и юмор служат для критики, разоблачения, осмеяния каких-либо социальных, общественно-политических, бытовых явлений. В широком смысле слова под карикатурой понимают всякое изображение, где сознательно создаётся комический эффект, соединяются реальное и фантастическое, преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей, изменяются соотношения их с окружающей средой, используются неожиданные сопоставления и уподобления. Карикатура в этом значении обладает широчайшим диапазоном тем и может быть сопоставлена с карнавальным действом, театральной буффонадой, литературным бурлеском и эпиграммой. Истоки такой карикатуры восходят к античной художественной культуре; позднее её можно видеть в средневековых рельефах, в народном творчестве, особенно в лубке. Методы карикатуры могут быть использованы в различных видах и жанрах искусства (например, в плакате).

КАРТИНА, холст, полотно — станковое произведение живописи, имеющее самостоятельное значение и предназначенное для сосредоточенного восприятия, относительно изолирующегося от окружения; законченное произведение, в котором последовательно воплощен замысел автора; состоит из основы (холст, доска, картон и др.), на которую наносят грунт и красочный слой. Европейский тип имеет раму и подрамник, дальневосточный сохраняет форму свободно висящего развернутого свитка.

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ — художественный музей, в котором экспонируются в основном произведения живописи.

КИСТЬ — основной инструмент для нанесения красящих веществ на холст, бумагу или другую основу в живописи и графике, а также в каллиграфии. Изготовляют из обезжиренного и прокаленного волоса или шерсти различных животных. Жесткие щетинные кисти (круглые или плоские) применяют в масляной живописи, с более длинным волосом - в клеевой живописи, фреске. Круглые остроконечные мягкие (беличьи, барсучьи, песчанковые) используют в акварели, темпере и тоновой графике. Колонковые кисти применяют для работы любыми красками.

КЛАССИЦИЗМ (франц. classicisme) — художественное направление в европейском искусстве XVII-XIX веков, возникшее в эпоху окончательного сложения в Европе мощных централизованных национальных монархий. Признавая высшим образцом античное искусство и, опираясь также на традиции Высокого Возрождения, художники классицизма стремились к выражению идеи гармонического устройства общества, основанного на вечных и незыблемых "законах разума", где индивидуальность целиком подчинена интересам нации, государства, и главной добродетелью гражданина является всепобеждающее чувство долга.

КЛУАЗОНИЗМ — термин, перенесенный в живопись из прикладного искусства. Обозначает особую манеру письма, разработанную Э. Бернаром и Л. Анкетеном в 1887 году, воспринятую П. Гогеном и ставшую основой живописного "синтетического" символизма. Суть данной системы заключается в том, что все полотно разделяется на несколько плоскостей разного цвета в соответствии с изображаемыми фигурами или предметами. Каждая из этих плоскостей очерчивается причудливо изгибающейся широкой контурной линией, как в эмалях пластинками или в витражах - свинцовыми красками. Главная роль в клуазонизме отводится чистым контрастным цветам, которые придают живописной плоскости особый декоративный эффект, поднимая линию горизонта и разрушая привычную перспективу натурного пространства. Фигуры уплощаются и становятся похожими на тени (П. Гоген "Видение после проповеди", 1888). Очень близок клуазонизм синтетизму, воспроизводящему тот или иной мотив по памяти или из глубин воображения, а потому не требующему детальной его прорисовки.

КОЛЛАЖ, papier соlle (название происходит от французского слова coller - наклеивать) — техника, в которой кусочки бумаги, ткани и другие небольшие предметы закрепляются на плоской поверхности. В качестве самостоятельной художественной техники впервые применили коллаж Жорж Брак и Пабло Пикассо. Коллаж был важным элементом техники дадаистов и сюрреалистов, а также применялся художниками поп-арта. например Эдуардо Паолоции.

КОНСТРУКТИВИЗМ (лат. constructio - построение) — направление в искусстве и архитектуре 1930-х годов, сущность которого состоит в конструировании материальной среды, окружающей человека, на основе использования новой техники с целью создания простых, логичных, функционально оправданных форм, целесообразных конструкций.

КОМПОЗИЦИЯ (лат. compositio) — сочинение, составление; соединение, связь. В литературе и искусстве - построение (структура) художественного произведения, расположение и взаимосвязь его частей, обусловленные идейным замыслом и назначением произведения. В архитектуре - связанные между собой в едином композиционном построении несколько зданий.

КОПИЯ (лат. copia - множество, запас) — художественное произведение, повторяющее другое произведение с целью воспроизвести его как можно точнее. Полноценная копия должна соответствовать оригиналу как размером и техническими средствами, так и качеством исполнения. На практике данный термин применяется к произведениям различных свойств и достоинств. Копия, исполненная автором оригинала, часто носит специальное наименование дублета, реплики, повторения.

КОРПУСНАЯ ЖИВОПИСЬ — письмо плотным, непрозрачным, сравнительно толстым слоем краски, имеющим рельефную фактуру. 

КРАКЕЛЮР (фр. kraquelure) — в технологии и реставрации живописи: трещины по красочному слою, преимущественно в масляной живописи на холсте. Кракелюр может быть жестким (с острыми краями) и мягким или плывущим; поверхностным и глубоким, грунтовым. Основные причины кракелюра: различия в коэффициенте расширения красочного слоя и основы по мере их высыхания. Механические воздействия (удары, сотрясения), недостатки живописной техники (например, прописки по не совсем просохшему слою) и др.

КРАСКИ МИНЕРАЛЬНЫЕ (природные пигменты) — различного цвета руды, глины, минералы и др. горные породы. Хромофором у природных пигментов являются окислы железа, марганца и др. металлов, а также углеродистые вещества. По цвету, как наиболее характерному и просто учитываемому признаку, они делятся на следующие группы: 1) белые - мел, барит, каолин. 2) желтые - охра, сиена. 3) красные - мумия, сурик, железная киноварь. 4) зеленые - волконскоитовая зелень, малахитовая зелень, глауконитовая зелень, гарниеритовая зелень. 5) синие - лазуритовая синяя, вивианитовая синяя, азуритовая синяя. 6) коричневые - умбра жженая, марганцовая коричневая, кассельская коричневая. 7) серые - железная слюдка. 8) черные - сажа природная, пиролюзитовая черная. КРОМКИ - края холста (основы), при помощи которых картина закрепляется на подрамнике гвоздями. Как правило, на кромках авторский грунт отсутствует (XVIII век). В середине XIX века появился фабричный загрунтованный холст, поэтому грунт на полотнах этого времени стал присутствовать и на кромках. 

КСИЛОГРАФИЯ — самая древняя техника гравюры. Плоская отполированная доска (дерево вишни, груши, яблони), непременно продольного распила, вдоль волокон дерева, загрунтовывается, поверх грунта пером наносится рисунок, затем линии с обеих сторон отрезаются острыми ножичками, а дерево между линиями выбирается особым долотом на глубину 2 - 5 миллиметров. При печати краска накладывается (прежде тампонами, впоследствии - валиком) на выпуклую часть доски, на нее кладется лист бумаги и равномерно придавливается - прессом вручную, таким способом изображение с доски переходит на бумагу. При торцовой ксилографии употребляют плотное дерево (бук, самшит) и режут специальным резцом - штихелем, след которого в оттиске дает белую линию. Торцовая ксилография позволяет работать более тонким штрихом, разная степень насыщенности которого позволяет варьировать тон. Ксилография дает 1500 - 2000 хороших оттисков.

КУБИЗМ (cubisme фр. cube - куб) — авангардистское направление в изобразительном искусстве первой четверти 20 века, представители которого изображают предметный мир в виде комбинаций правильных геометрических объемов: куба, шара, цилиндра, конуса.
Кубизм выдвинул на первый план эксперименты с формой:
- конструирование объемной формы на плоскости;
- выявление простых устойчивых геометрических форм;
- разложение сложных форм на простые.


КУБОФУТУРИЗМ — направление в искусстве 1910-х гг., наиболее характерное для русского художественного авангарда тех лет, стремившегося соединить принципы кубизма (разложение предмета на составляющие структуры) и футуризма (развитие предмета в "четвертом измерении", т. е. во времени). Близость к "машинной" ритмике произведений русских кубофутуристов (прежде всего, работ К. С. Малевича того же периода) характерна и для работ Ф. Леже того времени.

КУРАНТ — конусообразной формы инструмент для растирания ручным способом красящих веществ в процессе приготовления красок для живописи и типографских красок. Крупные делают из твердого камня (лабрадор, порфир и др.), мелкие - из фарфора, стекла или агата.

                

Слова на букву "Л"

                           

ЛАВИС — металлической кистью сильной кислотой рисуют непосредственно по доске, которая из-за зернистости металла протравливается неравномерно, что в свою очередь придает оттиску тон различной силы. Лавис дает несколько десятков оттисков.

ЛАК — лаки для живописи приготовляют из искусственных и натуральных как мягких (даммара, мастикс, сандарак, канифоль), так и твердых (янтарь, копал) смол, растворенных в органических разбавителях или высыхающих маслах (льняном, ореховом, маковом). Лаки в составе масляной краски способствуют ее быстрому высыханию. Ретушный лак служит для обработки затвердевшего красочного слоя перед повторной пропиской, устраняет жухлость красок. Картины, после их завершения, лучше покрывать скипидарными лаками на основе мягких смол. Читать полностью статью Лаки масляной живописи

ЛЕВКАС — наименование грунта (см.) в древнерусской живописи. В иконописи это обычно слой мела на жидком мездряном или рыбьем клею; в настенной живописи - приготовленный с особой тщательностью верхний слой известковой штукатурки; в прикладном искусстве - грунт на деревянных изделиях под окраску, позолоту и т.д.

ЛЕПКА — создание скульптуры из мягких материалов (глина, воск, пластилин) путем наращивания или удаления пластической массы. Один из первичных, основных процессов работы скульптора; выполняются эскизы, а также модели, предназначенные для последующего перевода в другой материал. Под лепкой (моделировкой) понимается также выявление объема, пластической формы как в скульптуре, так и в живописи и графике.

ЛЕССИРОВКА (нем. lasierung) — один из приемов живописной техники, состоящей в нанесении очень тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх высохшего красочного слоя. Основное назначение лессировок - достигать особой легкости и звучности тона или вносить тонкие цветовые коррективы в детали живописи, что вполне возможно, благодаря законам оптического смещения. Особенно высоко значение лессировок для реалистической живописи. Существуют явления, доступные реалистической живописи только благодаря этому роду техники (например, изображение радуги в соответствующей по названию картине И.К. Айвазовского).

ЛИНОГРАВЮРА — возникла на рубеже 19 - 20 веков. Линолеум обрабатывается резцами, имеющими вид маленьких изогнутых стамесок, так же как и в обрезной ксилографии. Краска накатывается валиком, печатается, как гравюра на дереве. Гравюра на линолеуме дает около 500 хороших оттисков.

ЛИТОГРАФИЯ (от греч. lithos - камень и grapho - пишу, рисую) — вид тиражной графики, способ плоской печати: оттиски (литографии) выполняются переносом краски под давлением с плоской поверхности камня (плотный известняк) или с заменяющей его металлической пластинки (цинк, алюминий).
Литографию художник исполняет, рисуя на камне жирным литографическим карандашом (по зернистой поверхности) или специальной жирной тушью (кистью и пером по гладкой, чисто отшлифованной поверхности). После травления камня кислотой (воздействующей на не покрытую жиром поверхность) рисунок смывают; взамен валиком наносится на увлажненный камень типографская краска, пристающая лишь к непротравленным частям камня, в точности соответствующим рисунку. Печатают Литографию на специальном станке.
Существует много разновидностей литографской техники (хромолитография, выскребание, размывка, гравюра на камне). Нередко оригинал исполняется не на камне, а на переводной бумаге - корнпапире.
Литографии присущи большая свобода авторского исполнения, разнообразие художественных средств при большой точности воспроизведения, сравнительная простота техники, многотиражность и дешевизна.
Изобретенная в 1796-1798 гг. в Германии А. Зенефельдером, Литография стала во 2-й четв. 19 в. популярной художественной техникой. В 19- 20 вв. она сыграла важную роль в развитии карикатуры (в т. ч. политической сатиры), иллюстрации, плаката, прикладной графики.


ЛИЧНОЕ — в иконописи - написание ликов и рук. В первой половине XVIII века этот термин продолжал использоваться и в светской живописи маслом. В отличие от личного "доличное" - означает изображение одежды. 

ЛУБОК — народная картинка, произведение графики (преимущественно печатной), отличающееся доходчивостью образа и предназначенное для массового распространения.

                

Слова на букву "М"

                           

МАНЬЕРИЗМ (итал. maniera - художественный почерк) — течение в европейском искусстве 16 века, представители которого стремились выражать субъективную "внутреннюю идею" художественного образа, рождающегося в душе художника. Произведения маньеристов отличаются остротой художественных решений, напряженностью образов, манерной изощренностью формы. Читать полностью статью Маньеризм

МАРИНИЗМ — к концу первой половины 19 века в рамках русского романтического пейзажа выделилось еще одно течение - маринизм. Основоположником данного жанра в русской живописи был Иван Константинович Айвазовский. В 19 столетии морская стихия влекла к себе художников многих стран. В морских видах дольше всего жила традиция романтизма.
Собственная живописная манера Айвазовского складывается уже к 40-м годам 19 века. Он отходит от строгих классических правил построения картины, умело использует опыт Максима Воробьева, Клода Лоррена и создает красочные картины, в которых умело переданы различные эффекты воды и пены, теплые золотистые тона побережья.
В нескольких крупных картинах- "Девятый вал", "Черное море", "Среди волн", - созданы величественные образы моря с использованием типичной для романтической картины темы кораблекрушения.
Айвазовский оказал влияние на русских пейзажистов, прежде всего, на Алексея Петровича Боголюбова. Но Боголюбов, когда-то начинавший как подражатель Айвазовского, в конце 60-х годов уже критический относится к прославленному мэтру. В своих записках, выдержки из которых приведены в труде Ягодовской, он писал: "Хотя мы с ним(Айвазовским) преследовали одно направление, но он мне никогда не мешал, ибо я всегда был натуралист, а он идеалист -я вечно писал этюды, без которых письмо картины для меня было бы немыслимо, он же печатно заявлял, что это вздор и что писать надо впечатлением, посмотрев на природу".
Боголюбов слыл "русским французом", он овладел приемами пленэрной живописи. Его живопись, в которой был как бы перекинут мост между русским и французским пейзажем, осталась малоизвестной, а более отвечающее народной потребности в эффектных впечатляющих картинах природы искусство Айвазовского до сих пор пользуется огромной популярностью. Таким образом, в первой четверти 19 столетия активно развивалось романтическое направление пейзажной живописи, освобождаясь от черт умозрительного "героического пейзажа" классицизма, написанного в мастерской и обремененного грузом чисто познавательных задач и исторических ассоциаций. Пейзаж в этот период понимается как портрет данной местности. Написанный с натуры, он выражает миропонимание художника через непосредственно изображенный вид, реально существующий пейзажный мотив, хотя и с некоторой идеализацией, использованием мотивов и тем романтической направленности.


МАСЛО — масло (масляная краска) состоит из пигмента, создающего цвет, и связующего - обычно им является льняное масло. Масло обладает тем преимуществом, что медленно сохнет, а поэтому позволяет делать исправления. Масляная краска накладывается кистью или мастихином обычно на холст.

МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ — разновидность живописной техники, основанная: - на применении растительного масла в качестве основного связующего вещества; а также - на определенных приемах работы с красками. Считается: - что масляной живописи свойственны особые возможности непосредственного выражения авторского замысла, настроения, внутренних импульсов; - что масляная живопись позволяет создавать богатые и тонкие варианты колорита, иллюзию пространства и объема на плоскости.

МАСТИХИН — инструмент для нанесения красок на холст и работы ими наряду с кистями, есть техника работы ножом – пастозное нанесение краски.

МЕЛ — для рисования служат меловые карандаши фабричного производства, но пользуются также и мелом в кусках. Кусковой мел, будучи естественным продуктом, содержит в себе нередко посторонние примеси, которые царапают бумагу. Во избежание этого его толкут, обращают с водою в тесто и формуют в карандаши, без всякого связующего вещества. Мел хорошо фиксируется клеевыми фиксативами.

МЕЦЦО-ТИНТО, или черная манера — в этой технике гравюра впервые была выполнена в 1642 году. Специальным инструментом - "качалкой" на доску наносятся многочисленные углубления так, что она приобретает равномерную шероховатость, и при печати получается густой, бархатистый тон. Рисунок на подготовленной таким образом доске выглаживается и отшлифовывается "гладилкой", причем чем сильнее выглаживается доска, тем слабее пристает к ней краска, и в оттиске эти места оказываются более светлыми. Меццо-тинто дает около 200 оттисков.

МИНИАТЮРА (фр. miniature, итал. miniatura; от лат. minium - киноварь, сурик) — в изобразительном искусстве: цветной или одноцветный рисунок, выполненный на страницах рукописной книги с целью иллюстрирования текста и украшения. В истории искусства миниатюра играла временами значительную роль (западноевропейское средневековье, Византия, Индия, Иран, Средняя Азия, Азербайджан). В Древней Руси книжная миниатюра была известна издавна. До конца XIV века ее исполняли на пергаменте, преимущественно, яичными красками.

МНОГОСЛОЙНАЯ ЖИВОПИСЬ — разновидность масляной живописи, требующая расчленения работы на ряд последовательных этапов: подмалевок, прописи, лессировка. Эти этапы разделяются перерывами для полного просыхания краски. Многослойная живопись использует прозрачность масляной живописи: - для оптического обогащения и усложнения колорита; - достижения эффектов глубины и многообразия цвета.

МОДЕЛЬ (франц. modele; от лат. modulus - мера; произн. - "модэль") — в практике изобразительного искусства: человек, позирующий художнику при выполнении какого-либо произведения (включая этюд и набросок). В переносном смысле слова "модель" называют иногда любые существа и предметы, послужившие художнику в качестве натуры. 

МОДЕРНИЗМ — общее название направлений искусства и литературы конца 19-20 века. В широком смысле охватывает кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, абстрактное искусство, функционализм и т. п. Называются разные даты зарождения Модернизма в изобразительном искусстве, например 1863 г. - год открытия "Салона отверженных", куда принимались работы, забракованные жюри официального Салона. "Салон отверженных" посещала масса людей - главным образом для того, чтобы поиздеваться над выставленными там полотнами. В частности, жёсткому осмеянию подвергалась картина Мане "Завтрак на траве".

МОЗАИКА (от латинского musivum, буквально - посвященное музам) — изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамические плитки и пр.), один из основных видов монументального искусства. Употребляется также для украшения произведений декоративно-прикладного искусства, реже для создания станковых образов. Особым видом является инкрустация. Существуют два способа набора: "прямой", при котором частицы вдавливают в грунт, нанесенный на декорируемую поверхность, и "обратный", когда частицы наклеивают лицевой стороной на картон или ткань с нанесенным на них рисунком (затем тыльная сторона заливается клеем, а временная основа отделяется). Древнейшие сохранившиеся - орнаменты из разноцветных глин: кружков (храмы в Двуречье, 3-е тысячелетие до н. э.), сюжетные изображения из раковин и лазурита (т. н. "Штандарт" из Ура, около 2600 лет до н. э.). В византийском искусстве исключительные по силе воздействия мозаики (в церкви Сан-Витале в Равенне, около 547 г.; в церкви Успения в Дафни, 2-я половина XI века) заняли господствующее положение в системе живописного убранства храмов. Высокого расцвета достигло искусство мозаики и в странах, воспринявших и развивавших византийские традиции: в Италии, Грузии, Древней Руси. В романском искусстве Западной Европы преимущественное распространение получили орнаменты. В XVI веке в Италии возникает т. н. флорентийская мозаика из шлифованных, вырезанных по шаблону цветных камней, предназначенная для отделки интерьеров и мебели. Распространившиеся с XVII века чисто смальтовые шлифованные мозаики имитировали масляную живопись. В странах ислама (а также в средневековой Испании и Португалии) с XIII-XIV вв. развивалась орнаментальная, строго подчиненная архитектурным членениям майоликовая мозаика.

МОЛЬБЕРТ — деревянный или металлический станок для живописи, на котором на различной высоте и с разными наклонами укрепляются подрамник с холстом, картон или доска. Различают складные и стационарные мольберты.

МОРДАН — прозрачная жидкость янтарного цвета является клеящим веществом замедленного действия, которая способствует наклеиванию листового золота или серебра на деревянные или гипсовые поверхности. Нанести кистью смесь. Через 12 часов, после ее полного высыхания, при помощи очень мягкой кисти из беличьего волоса, наложить лист металла, стараясь хорошо закрыть все детали. Золочение становится окончательным, гладким и равномерным, если разгладить поверхность, прижимая к ней с силой шерстяную ткань или агатовый камень.

МУЛЯЖ (от фр. moulage - слепок) — скульптурный слепок с натуры (или со скульптурного произведения). Муляж выполняются из гипса или синтетических масс, служат копиями скульптуры или декоративных изделий в музейных экспозициях, употребляются как учебные пособия. Эстетика муляж с натуры сыграла видную роль в скульптуре 2-й пол. 20 в. (американские скульпторы Джордж Сигел, Джон де Андреа).

МУШТАБЕЛЬ (от пол. musztabel) — небольшая деревянная палка с шариком на конце. Служит художникам как опора для правой руки при выполнении мелких деталей на картине. Муштабель держат левой рукой, упираясь концом в холст.

МЯГКИЙ ЛАК — техника возникла в 18 веке. Доска покрывается лаком с сильной добавкой сала. На нее кладут шершавую бумагу и наносят рисунок, затем бумага снимается вместе с приставшими кусочками лака, обнажая поверхность доски. После травления и печати оттиск воспроизводит фактуру бумаги. 

                

Слова на букву "Н"

                

НАБРОСОК — произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло исполненное художником. Главное назначение - быстрая фиксация отдельных наблюдений или замыслов в процессе текущей работы художника. Может исполнятся с натуры либо по памяти или воображению.

НАТЮРМОРТ — слово натюрморт означает в переводе с французского языка - мертвая натура. В произведениях этого жанра изображаются окружающие человека вещи - предметы быта. Это могут быть книги, посуда, статуэтки, красивые ткани, а также цветы, плоды, снедь. Когда художники рисуют натюрморты, они в своих картинах стараются передать всю красоту окружающих нас вещей, их самоценность. Предлагают полюбоваться их формой, цветом, как бы пощупать глазами их фактуру и качества.

НЕОИМПРЕССИОНИЗМ — течение в живописи, возникшее во Франции ок. 1885 (Ж. Сера, П. Синьяк). Используя выводы научного цветоведения, придало методический характер введенному импрессионизмом разложению сложных тонов на чистые цвета. Плоскостно-декоративные картины систематически заполнялись мазками правильной формы.Течение в живописи, возникшее во Франции около 1885 (главные представители - Ж. Сера и П. Синьяк).
Неоимпрессионизм получил распространение также в Бельгии (Т. ван Рейселберге), Италии (Дж. Сегантини), где мастера неоимпрессионизма обычно сочетали его приёмы с объёмно-пространственной трактовкой жанровых композиций и портретов. Развивая тенденции позднего импрессионизма (в частности, повышенный интерес к оптическим явлениям), приверженцы неоимпрессионизма стремились приложить к искусству современные открытия в области оптики, придав методичный характер приёмам разложения сложных тонов на чистые цвета (дивизионизм, пуантилизм). Мастера неоимпрессионизма преодолевали случайность, фрагментарность композиций мастеров импрессионизма, прибегали к плоскостно-декоративным решениям. Вместе с тем в творчестве ряда художников (П. Синьяк, А. Крос) красочная система неоимпрессионизма трансформировалась в сторону большей интенсивности и эмоциональности, что подготовило почву для появления фовизма.


НЕОКЛАССИЦИЗМ — эстетическое направление, господствовавшее в европейском искусстве в конце 18 века - нач. 19 века, которому было присуще обращение к античности, и отличавшееся от классицизма 17 века - нач. 18 века. Во Франции в рамках Неоклассицизма возникли стиль Людовика XVI, регентства, Директории и ампир; в Англии - стиль Адама, Хепплуайта и Шератона в мебельном деле.
Главным представителем в Германии был Дж.Дж. Уинкельман, а во Франции - Антуан Катрмер де Кэнси, чья книга "Очерки о природе и средствах подражания в изобразительном искусстве" была издана на английском языке в 1837 г. Наиболее ярко Неоклассицизм проявился, видимо, в архитектуре, что подтверждается работами братьев Адама Джона Нэшей, Александра Томпсона в Англии; Лангханса в Германии, Жан-Франсуа Шальгрена, Александра-Теодора Броньяра, Леду во Франции и Андреяна Захарова в России. Среди пионеров Неоклассицизма следует назвать Жака Анжа Габриеля, спланировавшего площадь Согласия в 1754 г., а его Малый Трианон в Версале считался самым совершенным примером "аттики" во французской архитектуре. Конечно, нельзя не упомянуть Суфло, который внёс элементы новой эстетики в планы реконструкции Парижа.
В живописи это был А.Р. Менгс, оказавший влияние на Бенджамина Уэста (США), Гэвина Гамильтона (Шотландия) и косвенно (через Жозефа-Мари Вьена) на Давида (Франция). Среди скульпторов, творчество которых имело широкий резонанс, можно назвать Канову, Торвальдсена, Жан Батиста Пигаля, Жан Антуана Гудона и Флаксмена. Неоклассицизм нашёл сторонников в США, в лице скульпторов Хирама Пауэрса и Горацио Гриноу, а также художника Джона Вандерлина. В декоративном искусстве с утверждением Неоклассицизма было покончено с орнаменталистикой рококо; возобладали строгая осевая симметрия и преимущественно классические мотивы, характерные для памятников античности. Композиция рисунка текстильных изделий, посуда и внутренний мебельный декор также испытали влияние неоклассических тенденций. Пик моды на произведения из керамики и серебра, выполненные в духе Неоклассицизма, пришёлся на период приблизительно с 1770 по 1820 гг. В это время Уэджвуд создавал из фаянса простые и элегантные "базальтовые" изделия, прекрасно гармонировавшие с неоклассическим интерьером. Романтический интерес к средневековым формам и изобретательности, в какой-то степени навеянным литературой, вылился в готическое возрождение (неоготический стиль), пришедшее на смену Неоклассицизма. Художники неоклассицизма: Жак Луи Давид, Менгс.



источник: https://paintingart.ru/encyclopaedia/term.html
категория: Другие статьи | добавил: Varlam (08.10.2019) | автор: paintingart.ru
просмотров: 447 | теги: словарь художественных терминов, термины в изобразительном искусстве