Приветствую Вас, Гость

Словарь художественных терминов (буквы О, П, Р, С, Т, У)

                

Слова на букву "О"

                

ОРИГИНАЛ (от лат. originalis - первоначальный) — в области изобразительного искусства - подлинное художественное произведение в отличие от подделки, копии (см.) или репродукции. Термин оригинал употребляется и как обозначение художественного произведения, служащего образцом для копии. В этом смысле слова оригиналом может быть любое, в том числе и не подлинное произведение.

ОСНОВА — материал, на который наносят грунт и красочный слой живописи. Распространенные разновидности основы в станковой картине - дерево (наиболее распространенная основа в античной живописи, в средние века и в Раннем Возрождении), холст (наиболее распространенная основа картин с 16 в.), металл, картон, бумага, стекло, линолеум и пр. Каждый из этих материалов имеет свои особенности и преимущества. Основа специально подготавливается для работы художником, но в некоторых видах живописи основа может употребляться без специальной подготовки.

ОФОРТ — вид гравюры на металле, где углубленные элементы печатной формы создаются травлением металла кислотами. Офорт - способ гравирования и оттиск, полученный этим способом. На полированную пластину (доску из цинка, меди) наносят кислотоупорный лак (грунт), который процарапывается стальной гравировальной иглой до металла в технике штрихового рисунка в соответствии с задуманным изображением. Цинковую пластину помещают в азотную кислоту, медную - в раствор хлорного железа. При травлении в процарапанных местах образуются углубления, которые заполняют краской, затем покрывают штрихам особую бархатистость; многократное травление создает богатую фактуру.

                

Слова на букву "П"

                

ПАВОЛОКА приволока, настилка — в технологии древнерусской живописи кусок холстины, приклеенный к поверхности доски перед нанесением левкаса (см.) 

ПАПЬЕ-МАШЕ (от фр. papier mache, букв. - жеваная бумага) — пластическая масса из размельченной и размоченной бумаги, картона и других волокнистых материалов с добавками-наполнителями (мелом, глиной, гипсом, клеем): Папье-маше используется для формования (с помощью деревянной или гипсовой модели) и прессования бытовых и художественных моделей.

ПАРСУНА (искаженное "персона") — название произведений портретного жанра в России второй половины XVI- XVII вв. Светские портреты в ту эпоху были еще редки и лишь условно передавали портретное сходство, по стилистическим же особенностям были тесно связаны с иконописью: сохранялось плоскостное письмо и специфическая иконная узорность. Обычно парсуна выполнялась в технике яичной темперы. Некоторые ранние портреты петровского времени (портрет Якова Тургенева, Нарышкиной с детьми и др.) являются приметами переходного жанра - от парсуны к портрету. 

ПАСТЕЛЬ — графический материал в виде палочки, состоящий из красочного пигмента и связующего (в качестве связующего используется смола или камедь). Рисунок пастелью делается обычно на бумаге. Пастель позволяет достигать различных эффектов - от резко очерченных контуров до мягкой растушовки (Одилон Редон). Порошковый характер пигмента является причиной того, что при отсутсвии специального закрепления рисунок пастелью легко разрушается.

ПАСТОЗНОСТЬ (от ит. pastoso - тестообразный) — в технике масляной живописи, темперы, живописи синтетическими красками значительная толщина красочного слоя, использованная как художественное средство. Благодаря неровному нанесению густых мазков краски на грунт или просохшие слои пастозности всегда остается заметной для глаза и проявляется в рельефности, неровности красочного слоя, в пластичном мазке. Пастозность позволяет не разжиженной краске целиком сохранять ту форму, какую придают ей кисть или мастихин, и служить непосредственным выражением темперамента, творческой энергии мастера; пластичность пастозного мазка усиливает ощущение материальности изображаемых предметов, подчеркивает динамику движения.

ПАТИНА (от ит. patina) — пленка различных оттенков (от зеленого до коричневого), образующаяся на поверхности изделий из меди, бронзы, латуни в результате коррозии металла. Различают Патину: возникшую естественным образом и искусственную. Естественная Патина - окислы, специфический налет, который особенно интенсивно образуется под воздействием атмосферных условий на поверхности бронзовых и медных скульптурных произведений и различных декоративных изделий. Другим родом Патины является нанесение специальных химических составов, обычно при завершающей обработке бронзовых памятников, что придает им желательный тон и предохраняет от губительного воздействия загазованного воздуха современных городов и промышленных центров.

ПЕЙЗАЖ (франц. paysage) — в специальном значении: жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению естественной или измененной человеком природы. Отдельное художественное произведение соответствующего жанра также называются пейзажем. 

ПЕРЕДВИЖНИКИ — художники, входившие в российское художественном объединение - Товарищество передвижных художественных выставок, образованное в 1870. Обратились к изображению повседневной жизни и истории народов России, ее природы, социальных конфликтов, обличению общественных порядков. Идейными руководителями передвижников стали И. Н. Крамской и В. В. Стасов. Основные представители - И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Г. Перов, В. М. Васнецов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин; в числе передвижников были также художники Украины, Литвы, Армении. В 1923-24 часть передвижников вошла в АХРР.

ПЕРО (от англ. pen, фр. plume, нем. fеder) — инструмент для рисования жидким красящим веществом (тушь, бистр, сепия, чернила). Издавна использовались птичьи перья (гусиные, лебединые, павлиньи, вороньи, вальдшнепа, бекаса и др.), позволявшие мягко менять толщину линии, варьировать методы штриховки. В древности и на средневековом Востоке применяли тростниковое перо (калам), дающее гибкую, пластичную линию, энергичный штрих. С 19 в. распространены металлические перья, дающие тонкую, ровную линию. Рисунок пера (часто в сочетании с размывкой или подцветкой) отличается особой непосредственностью, импульсивностью (почему его любили Рембрандт, А. С. Пушкин, Винсент Ван Гог); в то же время он дает богатые возможности для виртуозного каллиграфического рисунка, рисованного шрифта.

ПИГМЕНТ (от лат. pigmentum) — пигментами называются вещества, обладающие цветом и способные в соединении со связующим веществом скрашивать те или иные материалы. 

ПЛАКАТ — единичное произведение искусства; лаконичное, броское (обычно цветное) изображение с кратким текстом (как правило, на большом листе бумаги), выполненное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях.

ПЛАСТИКА — в широком понимании то же, что скульптура, в более конкретном смысле - определение объемно-пространственных достоинств скульптурных произведений, естественности, органичности построения и перетекания объемов ("пластическая выразительность"). В отличие от универсального понятия "скульптура" и от слова "ваяние", связываемого с высеканием от камня, термин "пластина" преимущественно связывается с творчеством скульпторов, пользующихся лепкой (что не исключает последующего перевода их работ в твердые материалы).

ПОВТОРЕНИЕ — в изобразительном искусстве: авторская копия художественного произведения в размере оригинала (иногда меньше его). Повторение может отступать от оригинала во второстепенных деталях. Ср. дублет, реплика, вариант. 

ПОДЛИННИК — в изобразительном искусстве: оригинальное художественное произведение, в отличие от копии с него, репродукции или подделки. 

ПОДМАЛЕВОК — подготовительная стадия работы над картиной, выполняемой в технике многослойной масляной живописи. Термин подмалевок употребляется и в других видах живописной техники, в особенности, если работу начинают тончайшим слоем жидкой краски ("в притирку"). Подмалевок выполняется обычно тонким красочным слоем и может быть однотонным или многоцветным.

ПОЛОТНО — см. Холст. 

ПОРТРЕТ — один из жанров (см.) живописи, скульптуры и графики, посвященный изображению определенного, конкретного человека. Портретом называют и отдельное художественное произведение, принадлежащее к портретному жанру. Портрет может изображать одновременно несколько людей (парный портрет, групповой портрет, включающий не менее трех персонажей). Читать полностью статью Портрет

ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ — совокупность структурно сходных явлений в общественной жизни и культуре индустриально развитых стран 20-21 веков. В архитектуре и изобразительных искусствах 1970-1980 годов для постмодернизма характерно объединение в рамках одного произведения стилей, образных мотивов и художественных приемов, заимствованных из арсеналов разных эпох, регионов и субкультур.

ПРИМИТИВИЗМ — направление в изобразительном искусстве конца XIX - начала XX в., в основе которого лежит программное, сознательное упрощение художественных образов и выразительных средств, ориентация на формы примитива и "наивного искусства". Образцами для примитивизма стали первобытное искусство, традиционное искусство народов Африки, Океании и Америки, архаика, средневековое искусство, народное искусство, детское творчество, а также изобразительное творчество городских низов и художников-самоучек. Возникновение примитивизма было вызвано, с одной стороны, неприятием современной урбанизированной жизни и массовой культуры, а с другой - вызовом изощренному элитарному искусству. Примитивисты стремились приблизиться к чистоте, эмоциональности и незамутненной ясности народного или детского сознания. Черты примитивизма присущи творчеству Поля Гогена и группы французских художников "наби" (1888-1905), ранних представителей кубизма (Пабло Пикассо), фовизма (Анри Матисс), дадаизма (Марсель Дюшан), а в России - участников выставок "Голубая роза" (М. С. Сарьян, Н. П. Крымов), "Бубновый валет" (П. П. Кончаловский, И. И. Машков), "Ослиный хвост" (М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, М. З. Шагал), "Новое общество живописцев" (С. Я. Адливанкин, М. С. Перуцкий). Читать полностью статью Примитивизм

ПРОМЫВКА — в реставрации живописи: освобождение поверхности художественного произведения от загрязняющих ее наслоений пыли и копоти, - иногда с частичным удалением лакового слоя. 

ПРОПИСКА — в технике масляной живописи: основной этап исполнения крупного полотна, который следует за подмалевком (см.), предшествуя лессировке (см. "многослойная живопись"). Количество прописок зависит от хода работы художника; каждая из них завершается полным просыханием краски. В широком и неточном смысле слова прописками иногда называют и подмалевок, а также любую переработку уже законченного полотна или его детали (включая даже неавторские записи - см. поновления). 

ПУНКТИРНАЯ МАНЕРА — как самостоятельная техника появилась в Англии во второй половине 18 века. Рисунок, состоящий из комбинации сгущенных или разреженных точек, наносится на покрытую лаком доску специальными иглами и рулетками, затем доска протравливается. Иногда лак и травление не используются: рисунок выбивается специальными пунсонами. Особым видом пунктирной манеры является карандашная манера, изобретенная в середине 18 века. Штрих в этой технике состоит из отдельных точек, протравленных в металле, имитирующих след мелового карандаша или сангины. Гравюра пунктирной манерой дает около 500 оттисков.

                

Слова на букву "Р"

                

РАЗМЫВКА (от фр. lavis, нем. lavierung, англ. wash technique) — 1) техника работы кистью с обильным применением воды, дающая возможность достигать сложных и богатых живописных эффектов в рисунках бистром, сепией, тушью, акварелью и др.; 2) вид литографии, воспроизведение рисунка, выполненное литографской тушью на камне с помощью воды и кисти. Способ размывки появился в сер. 19 в.

РАМА (от англ. frame, фр. cadre, нем. rahmen) — прямоугольное (реже круглое, овальное, многоугольное) оформление картины, графического произведения, фотографии и т. д. по их периметру. Назначение рамы - отделить изображение от его окружения, сосредоточить внимание зрителя на композиции, придать ей цельность. Рама рождается вместе с картиной в 14 в., причем первоначально они составляют одно смысловое и декоративное целое, поскольку рама алтарного образа представляла собой подобие позолоченного готического храма. В 15 в. она уподобляется ренессансному сооружению (пилястры по сторонам, карниз сверху), подобно оконному проему, в котором является образ мира. Часто рамы изготовлялись не только из гипса и реек, но также из драгоценных материалов. С распространением методов линейной перспективы и эффектов воспроизведения видимого мира рама приобретает сложную профилировку, становится как бы ступеньками, помогающими глазу зрителя погрузиться в изображенный мир. В искусстве 17-18 вв. распространены сложные рамы с резными и лепными фигурками, гирляндами цветов и плодов; голландские живописцы 17 в. предпочитали простые темные рамы с дробной профилировкой. Рамы играли двойную роль: изолируя картину от окружения, они сами были частью архитектуры интерьера (напр., рама рококо с завитками и рокайлями). Интерес к раме возрождает стиль модерн (рамы, оформленные как предметы декоративного искусства - с применением неокрашенного дерева, кожи, металла). Импрессионисты начали окрашивать рамы в светлые тона (белый, желтый, розовый, фиолетовый). В 20 в. на раме иногда помещают дополнительные изображения, надписи, украшают ее скульптурной резьбой.

РАПИДОГРАФ — пишущее средство с трубчатым наконечником для черчения тушью с толщиной линии от 0,18 до 1,4 мм.

РАСТВОРИТЕЛЬ, разжижитель (от англ. solvent, фр. dissolvant, нем. loser) — жидкость, применяемая художниками для разведения и разжижения красок и лаков и сообщения нужных качеств красочному слою, а также для смывки красок. Основой растворителя для масляной живописи служат эфирные масла, нефть и ее фракции. Особенно часто применяются скипидар (терпентинное масло), его составные части (пинен) и его смеси с льняным маслом, очищенная нефть и бесцветный бензин (уайт-спирит).

РАСТУШЁВКА — растирание на листе бумаги линий и штрихов, проведенных карандашом, итальянским карандашом, сангиной, пастелью и т. д. Растушевка может выполняться растушкой, резинкой, хлебным мякишем, пальцем и вносит элементы светотени и тона в линейный рисунок.

РЕАЛИЗМ — в широком смысле - свойство искусства воспроизводить истину действительности путем воссоздания чувственных форм, в которых идея существует в реальности. Реализм - в узком смысле - художественный метод отражения конкретно-исторического своеобразия действительности, социальной детерминированности личности и характера ее взаимоотношений с обществом.

РЕЗЦОВАЯ ГРАВЮРА — появилась в первой четверти 15 века. Первая датированная гравюра резцом относится к 1446 году. Рисунок врезается в металлическую доску стальным резцом квадратного сечения с ромбовидным срезом. Этот способ позволяет работать только комбинациями чистых линий. Гравюра резцом дает до 1000 оттисков.

РЕЗЬБА — один из древнейших и наиболее распространенных видов декоративного искусства, способ художественной обработки дерева, камня, кости, стука, терракоты, лака и др. путем вырезания. Резьба бывает: объемная, высокорельефная, плоскорельефная, выемчатая, контурная, сквозная, накладная; употребляется для украшения предметов быта, отделки зданий, создания произведения миниатюрной пластики. Самостоятельной областью резьбы является глиптика.

РЕНЕССАНС (фр. renaissance - возрождение) — одна из величайших эпох, переломный этап в развитии мирового искусства между средними веками и новым временем. Эпоха интеллектуального и художественного расцвета, который начался в Италии в 14 веке. В это время сложилось представление о царящей в природе гармонии и о человеке как венце её творения.
Среди выдающихся представителей этой эпохи - художник Альберти; архитектор, художник, учёный, поэт и математик Леонардо да Винчи. Живопись наиболее полно соответствует ренессансному принципу "подражать природе". Новая изобразительная система складывается на основе изучения натуры. Открытия, совершенные в эпоху Возрождения в области духовной культуры и искусства, имели огромное историческое значение для развития европейского искусства последующих веков. Интерес к ним сохраняется и в наше время.


РЕСТАВРАЦИЯ (от лат. restavratio - восстановление) — укрепление и восстановление памятников истории, культуры и искусства, поврежденных, искаженных или разрушенных временем, вредными условиями бытования, губительными или неумелыми воздействиями. Реставрируются архитектурные сооружения, их комплексы, районы, населенные пункты (иногда целые города), произведения изобразительного и декоративного искусства, археологические находки и т. д. Реставрационные работы проводятся специально разработанными методами на основе научного исследования памятников.
Современная реставрация может заключаться: в консервации - сохранении памятника в дошедшем до нас виде; в частичной реставрации - выявлении скрытых под историческими наслоениями подлинных фрагментов памятника; в полной реставрации - восстановлении целостного первоначального облика памятника. Перед реставрацией выясняются материалы и технология создания памятника, причины и виды его разрушения, его первоначальный облик - с помощью физико-химических методов, анализов, фотографирования (в т. ч. рентгенографии, фотографирования в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, спектрального анализа и т. д.), а также с помощью исторических данных (письменных источников, изобразительных материалов, стилистического анализа).
В ходе реставрации укрепляется структура памятника с применением материалов, подобных первоначальным (в архитектуре каменные квадры, кирпич-плинфа и т. д.; при реставрации фресок - известковая вода; при реставрации живописи - животный клей и т. д.), или современных средств, если они не вредят памятнику; исправляются деформированные части, восстанавливаются или удаляются химически изменившиеся элементы, часто устраняются позднейшие дополнения. Если восполняются утраты, замененные места должны быть отличимые, а при необходимости легко удаляемы.
Попытки реставрации известны с древности, но систематический характер она получила в эпоху романтизма, когда французский архитектор Эжен Эмманюэль Виолле-ле-Дюк обосновал необходимость глубокого изучения стилистики и строительной техники реставрируемых готических храмов. В 19 в. реставрация часто приводила к искажению подлинника.
С конца 19 в. стали устанавливаться собственно научные принципы реставрации , исследования памятников и документального обоснования каждой реставрационной работы (в России П. П. Покрышкин, И. Э. Грабарь, П. Д. Барановский, В. О. Кириков, П. Д. и А. Д. Корины). В 1918 г. была создана Всероссийская реставрационная комиссия, преобразованная в Центральные реставрационные мастерские, возникла широкая сеть реставрационных мастерских. Грандиозные по размаху работы по восстановлению разрушенных во время второй мировой войны памятников были проведены во многих странах, в т. ч. в СССР, Польше, Германии.


РЕТУШЬ (от фр. retouche, букв. - поправка)
1) частичные исправления темперой, которые вносятся в роспись (фреску) после высыхания штукатурки;
2) частичные исправления гравировальной доски после выяснения, по пробному оттиску гравюры, неудачных мест или недоработок;
3) в масляной живописи протирка жухлых частей красочного слоя специальным лаком или маслом;
4) в полиграфическом производстве корректировка фотографических оригиналов перед их воспроизведением.


РИСУНОК — какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств - контурной линии, штриха, пятна. Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетание пятна и линии и т. д.) в рисунке достигаются пластическая моделировка, тональные и светотеневые эффекты. Р., как правило, выполняется одним цветом либо с более или менее органическим использованием разных цветов.

РОЗЕТКА (от французского rosette, буквально - розочка) — орнаментальный мотив в виде стилизованного распустившегося цветка (например, розы). С древности широко распространена в декоративном искусстве.

РОКОКО — стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале 18 века и распространившийся по всей Европе. Отличался грациозностью, легкостью, интимно-кокетливым характером. Придя на смену тяжеловесному барокко, Рококо явился одновременно и логическим результатом его развития, и его художественным антиподом. С барочным стилем Рококо объединяет стремление к завершённости форм, однако если барокко тяготеет к монументальной торжественности, то Рококо предпочитает изящество и лёгкость. Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота барочного декора сменяются светлыми тонами - розовыми, голубыми, зелёными, с большим количеством белых деталей. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность; само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты. Первым значительным мастером живописи в стиле Рококо стал Ватто, а дальнейшее развитие он получил в творчестве таких художников, как Буше и Фрагонар. Самым ярким представителем этого стиля во французской скульптуре является, пожалуй, Фальконе, хотя в его творчестве преобладали рельефы и статуи, предназначенные для украшения интерьеров, бюсты, в том числе из терракоты. Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Челси и Мейсене).
В архитектуре этот стиль нашёл наиболее яркое выражение в декоративном украшении интерьеров. Сложнейшие асимметричные резные и лепные узоры, затейливые завитки внутреннего убранства контрастировали с относительно строгим внешним видом зданий, например Малый Трианон, выстроенный в Версале зодчим Габриелем (1763-1769 гг.). Родившийся во Франции, стиль Рококо быстро распространялся в других странах благодаря французским художникам, работавшим за границей, а также публикациям проектов французских архитекторов. За пределами Франции Рококо наибольшего расцвета достиг в Германии и Австрии, где впитал в себя традиционные элементы барокко. В архитектуре церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг.) (архитектор Нёйман), пространственные конструкции, торжественность барокко превосходно сочетаются со свойственным Рококо изысканным скульптурным и живописным внутренним убранством, создавая впечатление лёгкости и сказочного изобилия.
Сторонник Рококо в Италии - архитектор Тьеполо - способствовал его распространению в Испании. Что касается Англии, то здесь Рококо оказал влияние в основном на прикладные искусства, например на инкрустацию мебели и производство серебряных изделий, и частично на творчество таких мастеров, как Хогарт или Гейнсборо, у которых утончённость образов и артистическая манера письма полностью соответствует духу Рококо. Стиль Рококо был весьма популярен в Центральной Европе вплоть до конца 18 века, тогда как во Франции и других западных странах интерес к нему ослабел уже в 1860-х гг. К этому времени он воспринимался как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом.


РОМАНИЗМ (лат. romanus - римский) — направление в нидерландском искусстве 16 века, сложившееся под влиянием итальянского искусства Возрождения и маньеризма. Ян Госсарт, Б. ван Орлей и другие представители этого направления:
- разрабатывали проблемы пластического воплощения обнаженного человеческого тела и перспективы;
- обращались к темам античной мифологии.
Представители романизма (живописцы и гравёры: основатель течения Ян Госсарт, Барент ван Орлей, Мартен ван Хемскерк, Ян ван Скорел, Франс Флорис, отчасти Лука Лейденский)под влиянием художественной культуры итальянского Возрождения разрабатывали новые для нидерландского искусства проблемы (анатомия, перспектива) и темы (античная мифология, обнажённая натура). Романисты способствовали упрочению гуманистических тенденций в искусстве, но, будучи не в состоянии органически сочетать итальянскую ренессансную и старонидерландскую традиции, нередко склонялись к эклектизму.


РОМАНТИЗМ — течение в западно-европейской и американской философии конца 18 - начала 19 вв. Романтизм противопоставлял утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости.
Понятия " романтизм " и "романтический" вызывают неизменный интерес и определяют характер восприятия искусства целой эпохи, насыщенной многообразием стилистических поисков и противоречий. В этот период в русском искусстве сложилась новая жанровая структура с очевидным приоритетом портрета и пейзажа. Со временем в круг интересов художников-романтиков вошла историческая тема. Почти все значительные мастера первой половины XIX века учились в Императорской Академии художеств, где воспитывались на принципах классицистической эстетики. Однако, многие из них в своем творчестве и образе жизни реализовали иные художественные установки и вошли в историю русского искусства как художники-романтики, подобно О.Кипренскому и К.Брюллову, С.Щедрину и М.Воробьеву. Другие - А.Егоров, П.Басин, Ф.Бруни - остались приверженцами академической живописи , хотя целый ряд их произведений можно рассматривать в русле романтических тенденций.


РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ — отмечает так называемые "две волны". "Первая волна" возникла на рубеже 1880-х - 1890-х годов и представляла собой стихийный неоромантический протест. В своем стремлении уйти от современной реальности каждый из "старших символистов" избирал свой путь. Одни обращались к образам романтической литературы (М.Врубель), другие - к древней истории (Н.Рерих), третьи - к религиозно-нравственным идеалам (М.Нестеров), многие пришли к театру (А.Головин). Но все они стремились создать свой новый мир по законам высокого искусства.
В поисках единого большого стиля, основанного на синтезе всех видов творчества (в России этот общеевропейский стиль именовался "модерн"), живописцы проявляли себя как архитекторы и скульпторы, работали в качестве мастеров прикладного искусства, театральных декораторов, художников книги. Экспозиция позволяет наиболее полно выявить разные творческие индивидуальности художников и показать, сколь широки и многообразны были интересы "старших" символистов.
Провозвестником и творцом "второй волны" русского символизма явился В.Борисов-Мусатов, начавший свою деятельность еще в русле "первой символистской волны". Он стал создателем новой живописной системы в русском искусстве. Под его непосредственным воздействием сформировалось объединение "второй волны" русских символистов "Голубая Роза". Содружество выросло из кружка творческой молодежи, сложившегося на рубеже ХIХ-ХХ веков в стенах Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Лидерами стали молодые художники-саратовцы П.Кузнецов и П.Уткин, их земляком был и скульптор А.Матвеев. В объединение также входили А.Арапов, Н.Крымов, братья Н. и В.Милиоти, Н.Рябушинский, Н.Сапунов, М.Сарьян, С.Судейкин, А.Фонвизин и др.
В отличие от "первой волны" русского символизма, "вторая волна" обрела очертания эстетической системы, характер художественного направления. Переориентация изобразительного искусства с литературной основы на музыкальную привела к переносу акцента при создании художественного образа на собственно пластические средства выражения - линию, цветовую интонацию, ритмическую организацию композиции.
Деятельность "Голубой Розы" была довольно длительной, хотя выставка с таким названием (1907) оказалась единственной. Название с той поры перешло к художественному движению, связанному с творчеством участвовавших в знаменитой выставке мастеров.
Русский символизм конца 1900-х годов, изменяя свой характер, формы, темы, набирает еще большую силу и убедительность. На данном этапе происходит сближение русских художников-новаторов с крупнейшими мастерами французского искусства начала ХХ столетия. Две из трех выставочных экспозиций под названием "Золотое Руно", организованных одноименным журналом - печатным органом "Голубой Розы", были совместными русско-французскими. Общий поворот к "реализму" определил направление новых интересов "голуборозовцев". От сказок и снов, от образов подсознания они обратились к реальности. Способность синтетического видения, умение обобщать непосредственное наблюдение в реальной жизни, проникать за видимую оболочку предметов к Истинной реальности, привели символистов к тому, о чем они мечтали, - к декоративному синтезу. Излюбленное сочетание цветовых тонов, заключенное в формуле "золото в лазури", зазвучало теперь много звонче, ярче, радостнее, не приобретая при этом качества предметности.
Идеалистически восторженное представление о всемогуществе Искусства должно было когда-то привести художников-символистов к драматическому столкновению с Жизнью. По мере развития символистская живопись приобретала большую силу экспрессии и активно включалась в стремительный поток авангардного движения в русском искусстве 1910-х годов. Из восторженных мечтателей художники "Голубой Розы" превратились в участников исполненной драматизма Жизни-Балагана. Главной цветовой тональностью их произведений стала глубокая густая синева, в которой особенно напряженно зазвучали интонации красного, желтого и оранжевого.

                   

Слова на букву "С"

                    

САНГИНА (от фр. sanguine, от лат. sanguis - кровь) — материал и инструмент для рисования в виде палочки-карандаша без оправы. Натуральным кроваво-красным минералом рисовали еще на стенах пещер в эпоху палеолита. В эпоху Возрождения в Европе применялась натуральная сангина - т. н. красный мел. В настоящие время сангина изготовляется из каолина и оксидов железа с введением небольшого количества клеящих веществ. Сангина принадлежит к инструментам рисования, которые дают мягкую красочную линию (уголь, итальянский карандаш). Красивый (от красноватого до темно-коричневого и фиолетового) теплый мягкий цвет Сангина издавна используется при рисовании обнаженного тела. Сангина дает возможность применять растушку, штрихи различной интенсивности, разнообразные пятна, т. к. штрих легко растирается. Сангина не требует фиксации. Детально разработанные рисунки сангины первоклассных мастеров (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Питер Пауэл Рубенс, Антуан Ватто, Оноре Фрагонар) отличаются богатой тональной вибрацией. В 18 в. сангина входит в многокрасочную технику "три карандаша", приближающуюся к живописи.

СЕПИЯ (от греч. sepia, букв. - каракатица) — прозрачная коричневая краска для рисунков кистью и пером. Натуральная сепия, употреблявшаяся в Европе с сер. 18 в., была жидкой и приготовлялась из чернильного мешка морского моллюска; в 20 в. сепия приготовляется искусственным способом и разводится водой. Натуральная сепия имеет серовато-коричневый тон; искусственная бывает многообразной по цветовым оттенкам.

СИККАТИВ — соединения металлов с органическими кислотами, служащие для ускорения высыхания лаков и красок.

СИМВОЛИЗМ (simbolisme греч. symbolon - знак) — художественное направление конца 19 - начала 20 веков. Символизм характеризуется:
- дуализмом идеального и материального;
- противопоставлением социального и индивидуального;
- сближением духовно-нравственного с религиозным.Для символизма важна затаенная, скрытая сторона того или иного явления.

СМЕШАННЫЕ ТЕХНИКИ — существует несколько видов смешанных техник: 1. Восковые мелки + акварель. Вначале на бумаге или картоне делают рисунок восковыми мелками, не закрывая большие плоскости. Затем всю работу смачивают водой. По еще непросохшему листу делают заливки акварельными красками. Места, первоначально закрашенные восковыми мелками, останутся не затронутыми акварелью, т. к. воск отталкивает воду. 2. Акварель + гуашь + тушь Нанесенный на бумагу или картон карандашный рисунок сверху покрывается акварелью (небо, вода, все прозрачные объекты). После ее высыхания, особенно плотные места пишутся гуашевыми красками, для придания им материальности. По окончанию работы можно обвести контуры наиболее ярко выраженных мест черной или цветной тушью для придания работе декоративности. 3. Акрил + масло Как известно, акриловые краски наносятся на любую обезжиренную и очищенную от пыли поверхность. Поэтому можно использовать акрил в качестве подмалевка для масляной живописи или в качестве грунта. После высыхания акриловых красок можно использовать масляную живопись в наиболее плотных местах.

СОУС (Velourssauce) — один из видов пастели. Производство его ведется из тех же материалов, которые входят в состав французских и черных пастельных карандашей. Он обладает большой силой и рыхлостью мягких сортов пастели. Продается он в виде черных цилиндрических столбиков, завернутых в оловянную бумагу.
Рисование соусом ведется двояким путем - сухим и мокрым.
При рисовании сухим соусом его наносят на бумагу растушевкой, с помощью которой моделируются основные формы; детали же заканчиваются итальянским карандашом. Мокрым соусом работу ведут с помощью кисти, подобно акварели. По высыхании мокрый соус несколько закрепляется сам собою, но все же остается настолько подвижным, что поддается растушке, тряпке, вате и т. п., легко также стирается резиной и потому позволяет делать переходы из тона в тон по-сухому.


СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ в СССР — творческий метод литературы и искусства, представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества. Концепцией социалистического реализма считалось правдивое отображение действительности в ее революционном развитии: пример... СТАТУЯ - От (лат. statua) - значительное по размерам произведение круглой скульптуры, изображающее, как правило, человеческую фигуру в рост, реже - другие реальные или воображаемые существа (напр., статуя зооморфного божества, статуя животного). Статуя размера настольной скульптуры называется статуэткой, Статуя огромной величины - колоссом; последний термин употребителен лишь в связи с историей искусства. Конная статуя изображает всадника верхом. Статуя - наиболее распространенный тип памятника.

СУПРЕМАТИЗМ (лат. supremus - высший) — направление в искусстве авангардизма; метод выражения структуры мироздания в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника. Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные ассимметричные супрематические композиции. Стиль положенный К. С. Малевичем в основу своих художественных экспериментов 1910-х гг., К. С. Малевич считал его высшей точкой развития искусства (отсюда название, производное от лат. supremus, "высший, последний"), которому свойственны геометрические абстракции из простейших фигур (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник). Оказал большое влияние на конструктивизм, производственное искусство. Сам Малевич и его ученики (Н. М. Суетин, И. Г. Чашник и др.) неоднократно переводили супрематическую стилистику в архитектурные проекты, дизайн предметов быта (в особенности художественного фарфора), оформление выставок.

СЮРРЕАЛИЗМ — стиль в изобразительном искусстве и литературе. Зародился в Париже в период Первой мировой войны. Сюрреалисты стремились, уничтожив логику и границы между реальностью и фантазией, создать новый прекрасный мир, построенный на свободной игре ассоциаций и образов из подсознания. Однако картины сюрреалистов нельзя назвать абстрактными - для них характерны интерес к пространству, материи и к деталям, прописанным с фотографической точностью. В современном мире искусство сюрреализма актуально, как никогда прежде.
Сюрреализм считается одним из самых ярких направлений в искусстве. В начале ХХ века Андре Бретон, который на волне прогресса (а технический прогресс лишь следствие прогресса сознания, его освобождение от существующих правил, что часто называют полетом фантазии) увидел и понял, что начала высвобождаться творческая энергия у людей занимающихся искусством (и сам он естественно не был исключением). Ему пришла идея сконцентрироваться на "бессознательном", заинтересовать этим окружающих, найти и объединить единомышленников. Тем более что к этому были и предпосылки в обществе. Это, к тому времени, и публикации своих трудов "отца" психоанализа Зигмунда Фрейда, и творческая группа визуального искусства Дада. Если посмотреть на историю развития человека, то виден очень любопытный факт: свои первые рисунки пещерный человек делал не с натуры, а из своего воображения. Для этого "древний художник" входил в транс, освобождал свое подсознание и делал свои нетленные произведения. Этот факт доказан научно лишь в начале ХХI века, которому предшествовали очень долгие и кропотливые исследования. То есть, можно сказать, что сюрреализм, это то, с чего начал свое творчество человек. И в последствии сюрреализм никуда не делся, его проявления сопровождают всю историю человечества. На это указывал и Андре Бретон, ссылаясь на конкретные исторические личности.
Как в прошлом, как в настоящем, так и в будущее сюрреализм будет оставаться одним из самых актуальных направлений в искусстве. Ведь вряд ли человек потеряет интерес к сверхъестественному, к сверхреальному. А как известно, Зигмунд Фрейд дал определение сюрреализму: сон + реальность = сверхреальность = сюрреализм. Смотрите полностью статью Сюрреализм

                   

Слова на букву "Т"

                   

ТЕМПЕРА — слово "темпера" вошло в обиход русских художников сравнительно недавно, и потому естественно, что ему часто у нас придается не то значение, которое ему принадлежит; вот почему следует прежде всего сказать несколько слов по поводу самого термина.
В отдаленные времена (в XV-XVI веках) в Италии под словом "tempera" (происходящим от латинского "temperare" - соединять) подразумевалось связующее вещество красок вообще и в частности клей животного и растительного происхождения. В современной Италии ему чаще придается уже более узкое значение; под темперой подразумевают связующее вещество красок, в состав которого главным образом входит яйцо. В научной литературе по технике живописи в наше время принято называть темперой связующее вещество красок, состоящее из натуральной или искусственной эмульсии; вот почему она носит также название "эмульсионной темперы", в отличие от клеевой живописи, которая нередко присваивает себе название темперы.
До усовершенствования масляных красок Я. Ван-Эйком (XV век) средневековая яичная темпера была одним из наиболее популярных и распространенных видов живописи в Европе, но, начиная с этого времени, она постепенно утрачивает свое значение, и мало-помалу интерес к ней совершенно и повсеместно иссякает. Исключением являются лишь наша страна и Греция, где в настоящее время находит применение наряду с позднейшими способами живописи и эта старинная техника ее. В Греции. пользуются ею для церковной живописи, у нас же - для различных художественных целей, причем живопись получает стилизованный орнаментальный характер, что свидетельствует еще раз о том, что стиль живописи во многом обязан ее технике.


ТЕМПЕРНАЯ ТЕХНИКА — самостоятельная, своеобразная техника живописи, отрабатывавшаяся в течение веков. Сегодня темпера не является основным живописным материалом, а используется для смешанных техник (известны с XVI века), используется художниками, «уставшими» от масла, художниками, ищущими новые изобразительные средства для выражения своих идей. Работа с темперой не требует соблюдения строгих канонов и позволяет создавать живописные эффекты недоступные при использовании других средств. Живописец свободен в выборе техники, тем более что темпера позволяет писать очень жидкими красками, как в традиционных средневековых техниках, так и пастозно подобно маслу.

ТЕРПЕНТИН — представляет собой смесь ароматических углеводородов - терпенов и природных примесей. Состав его зависит от вида сосны, из которой он получен. Хранить его следует в темноте, в тщательно закрытых сосудах, полностью наполненных для того, чтобы не было воздуха, т. к. иначе он осмоляется, желтеет. Используется в масляной живописи как разбавитель красок и для приготовления смоляных лаков.

ТЕРРАКОТА (от итал. terracotta, букв. - обожженная глина; фр. terre cuite) — вид керамики, неглазурованные изделия из обожженной цветной (кремовой, желтой, красной, коричневой, черной) глины с пористым черепком.

ТОРС (от итал. torso) — скульптурное изображение туловища человека. Античные торсы представляют собой главным образом сохранившиеся части статуй. Со 2-й половины XIX века торс нередко становится самостоятельным видом скульптурной композиции, позволяющей пластически выявлять физическую структуру человека.

ТРАНСАВАНГАРД (лат. trans - сквозь + фр. avant-garde - авангард) — течение в европейской живописи постмодернизма 1970-х, 1980-х годов. Трансавангард обращается к традиции европейского авангардизма. Трансавангард - термин, совокупно обозначающий новые направления в изо-искусстве последних десятилетий 20 в. (такие, как стиль "новых диких", новейшие варианты концептуального искусства). Нередко неправомерно отождествляется с постмодернизмом, понятием гораздо более масштабным.

ТРАФАРЕТ (от итальянского traforo - продырявливание, прокалывание) — приспособление для формирования красочного изображения или орнамента, рассчитанное на многократное повторение мотива. Применяется при трафаретной печати в художественной вышивке и набойке, в текстовом и бумажном производстве, иногда при украшении керамических изделий. Представляет собой пластину (из дерева, картона, металла и др.) с отверстием для нанесения красок.

ТУШЬ (от нем. tusche, англ. indian ink, фр. encre de chine) — черная краска, не теряющая со временем интенсивности тона. При сильном разбавлении водой дает серый тон. Тушь служит для черчения, рисования (пером и кистью) с применением штриховки, заливки и отмывки, часто в сочетании с карандашом и углем.
В Древнем Китае издавна тушь служила материалом для письма и рисования, откуда она распространилась в Корею и Японию, в 16-17 вв. - в Европу. Тушь изготовляют из сажи (копоти), клеющих веществ, получают при сжигании хвойной древесины, растительных масел и смол, нефтепродуктов. Существуют жидкая и сухая тушь в виде плиток и столбиков. Лучший сорт черной туши - китайская. При работе кистью тушь часто разбавляется водой; тон рисунка может колебаться от интенсивного черного до серебристо-серого.

                   

Слова на букву "У"

                    

УГОЛЬ — уголь для рисования вырабатывается из различных пород дерева и в различных видах. Для его производства обжигаются ветви растения, сохраняющие после обжига свою форму, а также пиленое дерево, дающее карандаши четырехгранной формы. Мягкость этих сортов угля различна и зависит от обжига и породы дерева; она обозначается номерами. Кроме названных видов угля, фабрикуется так называемый "прессованный" уголь, вырабатываемый из порошка наиболее черных сортов угля, в массу которого вводится небольшое количество растительного клея. Этот сорт угля с помощью прессования получает форму карандашей (без деревянной оправы).
Древесному углю присущ своеобразный сероватый оттенок, но он лишен интенсивной черноты, и только прессованный уголь имеет более черный цвет, хотя по тону своему все же остается углем.



источник: https://paintingart.ru/encyclopaedia/term.html
категория: Другие статьи | добавил: Varlam (08.10.2019) | автор: paintingart.ru
просмотров: 444 | теги: словарь художественных терминов, термины в изобразительном искусстве