Приветствую Вас, Гость

Словарь художественных терминов (буквы А, Б, В, Г, Д, Ж)

                  

Слова на букву "А"

                         

АБРИС — линейный (контурный) рисунок вспомогательного назначения (при колорировании, в процессе работы над цветной литографией). В широком и менее точном значении термин АБРИС совпадает по смыслу с понятием контура.

АБСТРАКЦИОНИЗМ — направление в искусстве XX в., в котором произведение выстраивается исключительно из формальных элементов: линия, цветовое пятно, конфигурация. Возник в 1910-х гг., после Второй мировой войны стал доминирующим направлением в искусстве стран Западной Европы и Северной Америки. Крупнейшие представители: В. В. Кандинский, К. С. Малевич, П. Мандриан, Р. Делоне, Ф. Купка. Ссылки по теме: статья об Абстракционизме

АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ — течение абстрактной живописи, возникшее в период между 1933 и 1945 гг. в Америке на основе европейских стилей. В этом названии объединились два различных направления Action Painting (живопись действия) и Color Field Minting (живопись цветовыхпространств). Цветовая гамма и игра красок являются общим признаком для обоих направлений. Крупнейшие представители: Д. Поллок, В. Де Кунинг, X. Хофман, А. Горка, Р. Мазеруэлл, М. Ротко, Ф. Клайн.

АВАНГАРДИЗМ — понятие, определяющее экспериментальные, новаторские, модернистские начинания в искусстве. На разных этапах в качестве первооткрывателей выступали разные направления. Читать полностью статью Авангардизм

АВТОПОРТРЕТ (от греческого autos - сам)
 —
изображение художника, выполненное им самим. Особая разновидность портретного жанра.

АКАДЕМИЗМ — направление, образовавшееся в художественных академиях XVI—XIX вв., основанное на академизации (превращении в норму, образец и основу) художественной школы какого-либо направления. Читать полностью статью Академизм

АКВАРЕЛЬ — водяные краски с растительным клеем в качестве связующего вещества и живопись ими.

АКРИЛ
 — синтетический краситель, впервые примененный в 194O-е годы соединивший свойства масла и акварели Может быть использован для получения разных эффектов - от прозроч-ных размывок до пастозных мазков.

АЛАЯ РОЗА — объединение художников в Саратове в 1904-1907. Читать полностью статью Алая роза

АМПИР — французский стиль 1-й трети XIX в. Наиболее ярко особенности стиля выразились в отделке мебели, бронзов. изделий, в декорат. живописи и костюме. Ампир - завершающая фаза эволюции классицизма.

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО — метод, разработанный и обоснованный русским художником Павлом Филоновым (1881—1941) в ряде теоретических работ и в собственном живописном творчестве 1910-1920 годов. Читать полностью статью Аналитическое искусство

АНАТОМИЯ ПЛАСТИЧЕСКАЯ — вспомогательная дисциплина в системе специального художественного образования; отрасль анатомии, изучающая свойства человеческого тела в зависимости от его внутреннего строения, основывающаяся на анализе мускулатуры и скелета.

АНДЕРГРАУНД — подпольная культура как составная часть так называемой контр культуры. Возник в США. В СССР стал обозначением сообществ художников, представляющих не признанное властями искусство.

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР (от лат. animal - животное)
 — жанровая разновидность изобразительного искусства, посвященная изображению животных. Художника, который специализировался в данной области, называют анималистом. Выдающимися анималистами были художники XVII-XX веков А. Кейп, П. Поттер, Р. Бонeр, А. Бари, Н.Е. Сверчков, А.С. Степанов, Е.А. Лансере и др. Читать полностью статью Анималистический жанр

АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО — искусство античной эпохи Древней Греции и тех стран и народов древнего мира, культура которых развивалась под определяющим влиянием древнегреческой культурной традиции: эллинистических государств, Рима, этрусков, скифов, фракийцев, галлов и др. Обладает общностью репертуара тем, мотивов и форм, эстетического идеала.

АНТИИСКУССТВО
 — считается, что этот термин, обозначающий новые революционные формы искусства, впервые применил около 1914 года Mаpceль Дюшан. Примером антиискуства может служить сделанная им непристойная надпись и усы добавленные к репродукции картины Мона Лиза Леонардо до Винчи. Термин включает также большинство анархических экспериментов дадаистов. Впоследствии термин использовали концептуалисты 1960-х годов для обозначений творчества художников отказавшихся от традиционной практики искусства или по крайней мере, от создания произведении, предназначенных на продажу. Выставка Джона Балдессари, на которой экспонировался пепел сожженных полотен, воспринималась как типичное проявление антиискусства.

AНФАС, фас — изображение портретируемого лицом к зрителю, спереди.

АППЛИКАЦИЯ — способ создания орнаментов и изображений путем нашивания, наклеивания на бумагу, ткань и т. п. разноцветных кусочков различных материалов другого цвета и выделки.

АРХЕТИП — в средневековой христианской эстетике исходный, начальный образ (священное лицо, событие), к которому восходит содержание образов христианского искусства (икон, росписей, миниатюр).

А СЕККО, секко — разновидность техники стенных росписей; выполняется по высохшей штукатурке красками, растертыми на растительном клее, яйце или смешанными с известью.

АССИСТ — в средневековой живописи линии или орнаментальные молитвы, исполненные листовым золотом по высохшему красочному слою.

АССАМБЛЯЖ
 — включение в произаедение искусства трехмерных нехудожественных материалов и найденных объектов, берущее свое начало в технике коллажа. Ассамбляж уходит корнями в искусство начала XX века, когда Пабло Пикассо начал использовать в куфисткческих конструкциях реальные предметы -например, добавил в свою остроумную скульптуру Рюмка абсента настоящую ложку. Одним из наиболее ранних и известных примеров ассамбляжа было велосипедное колесо на табуретке Марселя Дюшана, которое он назвал термином реди-мейд. Позднее дадаисты и сюрреалисты строили свое искусство на удивительных сопоставлениях не связаных между собой предметов и образов. Техника ассамбляжа стала особенно популярна в конце 1950-х годов когда художники, например Арман и Джим Дайн, широко включали в живопись и скульптуру посторонние материалы, в том числе еду и разнообразные отходы. Распространение асамбляжа в XX веке свидетельсьвуют о росте бунтарских настроений по отношению к традиционным техникам искусства.

АСФАЛЬТ, битум — темно-коричневая прозрачная краска.

АТРИБУТ (от лат. attributum - свойство, принадлежность)
 — в области искусства это постоянный отличительный признак того или иного героя художественного произведения - неизменно связываемый с ним предмет, внешнее свойство или действие. Чаще всего атрибуты применялись в произведениях на мифологические и религиозные темы (например, Нептун обычно изображался с трезубцем, св. Цецилия - за органом и пр.). Атрибут оказывается нередко основным средством для определения сюжета подобных произведений.

АТРИБУЦИЯ — установление в ходе комплексной научной экспертизы авторства произведения, места и времени его создания.

АЭРОГРАФ
 — прибор для тонкого распыления краски сжатым воздухом при нанесении её на бумагу, ткань и др. А. различных размеров и конструкций применяют для разрисовки тканей, при изготовлении театральных декораций и крупноформатных настенных плакатов, для ретуширования фотонегативов, фотоотпечатков и иллюстраций и т. д.

АЭРОГРАФИЯ
 — техника живописного письма аэрографом по трафарету. Аэрография используется: - в декорировании керамики; - в разрисовке тканей и театральных декораций; - в книжной графике; - в изготовлении крупноформатных плакатов. Трафарет для аэрографии: - изготовляется в виде пластинки из свинцовой фольги или картона с отверстиями, воспроизводящими рисунок; и - размещается на поверхности предмета.

                  

Слова на букву "Б"

                         

БАГЕТ — гладкая или профилированная деревянная планка, предназначенная для изготовления рам к картинам, произведениям графики, фотографиям и др.

БАРБИЗОНСКАЯ ШКОЛА — возникла в 1830-1860-е гг. во Франции. Крупнейшие представители: Ж. Дюпре, Т. Руссо, Н. Диаз, де ла Пенья. Строили полотна на сочетании реалистически запечатлеваемого обыденного пейзажного мотива и возвышенно-романтического восприятия природы в целом.

БАРОККО — стиль, зародившийся в конце XVI в. в Италии, в Европе был распространен до начала XVIII в., в Латинской Америке, отчасти в Северной Америки и Азии — в XVII—XVIII вв. Основополагающая черта — синтетичность. Искусство барокко отличается пышностью, взвихренностью, экзальтацией образов. Читать полностью статью Барокко

БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР (от франц. bataille – битва) — жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных и морских сражений, военных походов прошлого и современности. Читать полностью статью Батальный жанр

БАТИК — техника ручной росписи хлопчатобумажных тканей, предусматривающая нанесение рисунка с помощью воска, с последующим опусканием ткани в краситель, который окрашивает не покрытые воском участки. Различают холодный и горячий батик.

БИДЕРМЕЙЕР, бидермайер — стилевое направление в искусстве Германии, Австрии, ряда стран Центральной и Восточной Европы в 1815—1848 гг. Отражало вкусы бюргерской среды. Крупнейшие представители в живописи: Г. Ф. Керстинг, Л. Рихтер, К. Шпицвег, М. Швинд, Ф. Вальдмюллер, И. Томинц.

БЛИК — отблеск света, в шкале градаций светотени самое яркое световое пятно, лежащее на блестящих, выпуклых и выступающих поверхностях предметов.

БОДИ-АРТ (от англ. body art - искусство тела) — авангардистское направление, возникшее в 1960-х гг. Представители Боди-арта использовали свое тело как материал и объект творчества, прибегая к разнообразным, часто болезненным манипуляциям: покрывали свои тела гипсом, раскрашивали их, надрезали, выполняли изнурительные дыхательные упражнения, жгли на себе волосы и т. п.

БОЛЮС — это глинистая паста, которая в смеси с клеем фиксирует сусальное золото на украшаемом предмете. Болюс надо растопить на водяной бане в растворе воды и кроликового клея в следующих пропорциях: 300 г болюса, 1 л воды, 100 г кроликового клея. По достижении оптимальной консистенции, текучей, но не водянистой, болюс готов к использованию. Наносить состав следует теплым, кистью из волоса сибирской белки или куницы, соответствующей по размеру декорируемой вещи. Надо нанести три слоя болюса, перед каждым новым слоем ожидая высыхания предыдущего, прежде чем поверхность будет готова к наложению сусального золота. Очень важен выбор цвета болюса, который выпускается в трех цветах, так как от этого будет зависеть тон, приобретаемый сусальным золотом.

БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ — объединение московских художников (1910—1916), обращавшихся к живописно-пластическим исканиям в духе творчества П. Сезанна, фовизма и кубизма, лубка и народной игрушки. Крупнейшие представители: В. Д. и Д. Д. Бурлюки, П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, М. Ф. Ларионов, И. И. Машков, Р.Р. Фальк и др.

БУМАГА — бумаге, ее качествам, составу и пр. отводится значительное место в описаниях акварели, а поэтому во избежание излишних повторений здесь можно ограничиться лишь несколькими замечаниями.
Лучшей бумагой для рисунков итальянским карандашом и соусом нужно считать лишь тряпичную бумагу, так как всякая другая, в том числе и александрийская бумага, предназначенная специально для рисования, при долгом трении растушкой, резинкой и т. п. легко теряет свою поверхность и делается ворсистой, чем, разумеется, портит рисунок. Для рисунков углем выделываются специально разнообразные сорта бумаги с очень шероховатой и зернистой поверхностью. К таковым относятся: "papier Canson", "papier bulle", "Bristol" и др. Изготовляется также бумага, подклеенная холстом.
Все сорта цветной бумаги, за исключением некоторых желтых тонов, быстро теряют на свету свою окраску, принимая, обыкновенно, желтоватые оттенки; в некоторых случаях, впрочем, первоначальный тон переходит в новый.


БУНДЗИНГА — японская школа живописи тушью, возникшая вконце XVII в. Крупнейшие представители: Тайга Икэно, Бусон Еса, Тэссай Томиока.

БЫТОВОЙ ЖАНР — один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный изображению частной и общественной жизни человека. Читать полностью статью Бытовой жанр

БЮСТ (от фр. buste, и итал. busto - туловище, торс) — подгрудное, реже поясное или от плечное изображение человека в круглой скульптуре. Бюст появился в Древнем Египте и Древней Греции (первоначально как надгробный портрет, в Греции также как герма), значительное развитие получил в искусстве Древнего Рима, где в его композицию была включена подставка. В дальнейшем был распространен в искусстве Возрождения (Донателло, Франческе Лаурана) и в искусстве 17-20 вв. (Лоренцо Бернини, Жан Антуан Гудон, Ф. И. Шубин, Огюст Роден, Антуан Бурдель, В. И. Мухина, С. Д. Лебедева).

                  

Слова на букву "В"

                         

ВАЗОПИСЬ — декоративная роспись керамических сосудов, выполняемая специальными красками и закрепляемая обжигом.

ВАРИАНТ — художественное произведение, сходное с другим произведением того же автора на ту же тему.

ВАЛЕР — оттенок тона, выражающий в соотношении с другими оттенками определенное количество света и тени.

ВАТМАН (от англ. whatman) — плотная белая бумага, высший сорт бумаги с шероховатой поверхностью, хорошо проклеенной и прочной. Названа по имени владельца английской бумажной фабрики Дж. Ватмана.

ВЕНЗЕЛЬ — переплетенные между собой, как правило, прописные начальные буквы имени и фамилии, образующие своеобразный узор.

ВЕРИЗМ — направление в итальянской живописи конца XIX в., его принципы сформировались под влиянием теории французского натурализма. Крупнейшие представители: Ф. П. Микетти, Дж. Пеллицца да Вальпело, В. Вела.

ВИНЬЕТКА — в книжной графике небольшая композиция декоративного назначения (орнаментальная или изобразительная, часто символического характера) в начале или в конце текста в качестве заставки или концовки.

ВИТРАЖ — произведение декоративного искусства, выполненное из цветного стекла или другого пропускающего свет материала, изобразительная или орнаментальная композиция, рассчитанная на сквозное освещение.

ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА — метод передачи удаления предметов на основе зрительного опыта, путем смягчения очертаний, ослабления детальности изображений, уменьшения яркости цвета и т. п.

ВОЗРОЖДЕНИЕ, Ренессанс — одна из величайших культурно-исторических эпох. Началась в Италии в ХIII в. и уступила место барокко в конце XVI в. Характеризуется кардинальными сдвигами в ориентации и содержательном пафосе культуры и искусств, провозглашением реального мира и человека как высшей ценности. Проторенессанс — начальный период (1260/1280—1320). Крупнейшие представители: Джотто, П. Каваллини, А. Ди Камбио, Н. и Дж. Пизано. Раннее Возрождение (около 1401/1420 — около 1500) — время формирования и утверждения ренессансных принципов. Ведущие школы этого времени — флорентийская, венецианская, феррарская, умбрийская. Высокое Возрождение — период наивысшего подъема. Крупнейшие представители: Л. Да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Сандро Боттичелли, Тициан. Позднее Возрождение (152O/I54O—159O) — завершающий этап. Крупнейшие представители: Микеланджело, Тициан, Веронезе, Тинторетто, Палладно. Плеяда выдающихся мастеров Возрождения работала в 1-й половине XVI в. в Германии: А. Дюрер, X. Хольбайн Младший и др. Кульминацией национальной линии в нидерландском искусстве стало творчество П. Брейгеля Старшего. Возрождение оказало определяющее воздействие на все последующее развитие европейского искусства.

ВОСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ — техника живописи, в которой связующим краски веществом является воск. Восковая живопись выполняется расплавленными или растворенными в летучих маслах красками либо эмульсией. Благодаря малой химической активности и влагоустойчивости воска произведения, выполненные в технике восковой живописи, в течение многих веков сохраняют первоначальную свежесть колорита, плотность и фактуру красочного слоя.

ВОХРЕНИЕ, охрение — в древнерусской живописи процесс постепенного высветления деталей лица или открытых частей тела.

ВХУТЕМАС — Высшие Государственные художественно-технические мастерские (произн.: "Вхутэмас") - наименование московского художественного вуза в период с 1920/21 по 1926/27 учебный год. ВХУТЕМАС образовался путем слияния Первый государственных свободных художественных мастерских со Вторыми (см. Государственные свободные художественные мастерские), т.е. бывшего Строгановского училища с бывшим Училищем живописи, ваяния и зодчества. ВХУТЕМАС включал факультеты: живописный, полиграфический, скульптурный, архитектурный, текстильный, керамический, деревообделочный и металлообрабатывающий. Программы ВХУТЕМАСа были разработаны формалистическим "Институтом художественной культуры", решительно отрицавшем идейно-образную сущность искусства. К концу 1921- началу 1922 г. на живописном факультете появились реалистические мастерские А.Е. Архипова, Д.Н. Кардовского и класс анатомического рисования Д.А. Щербиновского. В 1926/27 учебном году ВХУТЕМАС был переименован во ВХУТЕИН (Высший государственный художественно-технический институт). Вхутемасом назывался также ленинградский художественный вуз (бывш. Академия художеств) в период с 1923 по 1925 гг.

ВЫРАЖЕНИЕ — воспроизведение средствами искусства внутреннего содержания явлений действительности (чувств, психологического состояния человека и др.); раскрывается через изображение и его декоративную структуру.

ВЫСТАВКА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — временный (в отличие от музейной экспозиции) публичный показ художественных произведений. Выставки художественные могут быть всемирными (когда участвуют все страны), международными (экспонентами которых являются некоторые государства), всероссийскими, областными, местными. Таврическая выставка состоялась в 1905 году в Таврическом дворце (отсюда название) в пользу вдов и сирот моряков, погибших в русско-японской войне. Впервые были широко представлены художники XVIII века, многие имена были выведены из заве6ния, в том числе Рокотов.

                  

Слова на букву "Г"

                         

ГАЛЕРЕЯ - государственное, общественное или частное предприятие, постоянно занимающееся экспонированием, хранением, изучением и пропагандой искусства. В зависимости от статуса и поставленных задач галерея может вести коммерческую деятельность.

ГАММА ЦВЕТОВАЯ — ряд взаимосвязанных оттенков цвета, создающих гармоническое целое и используемых при создании художественного произведения. Как правило, этот термин сопровождается обычными для цвета определениями (так как цветовую гамму называют теплой, горячей, холодной, яркой, блеклой, светлой и т.д.).

ГАРМОНИЯ — согласованность, соразмерность, единство частей и целого в художественном произведении.

ГИПЕРРЕАЛИЗМ — направление в европейском и американском искусстве I960—1980-х гг., использующее цветную фотографию или муляж для воспроизведения отдельных фрагментов Действительности. Крупнейшие представители: Д. Эдди, Р. Эстес, Р. Гоинго, Р. Коттингем, Б. Шонцай. М. Морли, Ч. Клоуз, Д. де Андреа, Д. Хэнсон.

ГИПС — в природе - минерал или осадочная горная порода, состоящая в основном из водного сульфата кальция. Гипс применяется при производстве вяжущих веществ, штукатурного гипса, эстрихгипса, гипсового цемента, а также для получения серной кислоты.

ГОРИЗОНТ — в теории перспективы условная прямая, соответствующая видимому горизонту; может располагаться художником близ верхнего или нижнего края картины и быть соответственно высоким или низким.

ГОТИКА — стиль, возникший в середине XII в. Сменила романский стиль, в XV—XVI вв. уступила место Возрождению. Унаследовала и развила религиозно-культовый иерархический характер, иррационализм и символ и коаллегорический характер мышления. Ее черты: органическая связь изобразительного искусства с архитектурой и интерьером, сложность и ритмическое богатство композиции, одухотворенность и возвышенность образов. Поздняя готика («пламенеющая», или интернациональная, «перпендикулярный стиль») вместе с усложнением и подчеркнутым вертикализмом декора вносит черты индивидуальности, большей интимности и светской нарядности.

ГОХУА, чжонгохуа — традиционалистское направление в китайской живописи, возникшее на рубеже XIX-XX вв. Живопись минеральными и растительными водяными красками и черной тушью на шелковых и бумажных свитках, веерах, экранах, альбомных листах.

ГРАВИРОВАНИЕ — вырезание изображений, орнаментов, надписей на поверхности твердых материалов (металла, дерева, камня, стекла, линолеума, пластиков) резцами и другими инструментами; может создавать как углубленный, так и выпуклый рисунок.

ГРАВЮРА — раздел графики, включающий произведения (гравюры), исполненные посредством печатания с доски, обработанной различными способами гравирования. Разновидностями гравюры являются акватинта, ксилография, литография, офорт, политипаж, резерваж.

ГРАДАЦИЯ — последовательное, постепенное чередование, изменение цвета, тона, светотени; согласованное следование оттенков, вместе создающих гармоническое целое.

ГРАТТАЖ (франц. grattage, от gratter - скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью по воску. Процесс работы в Г. напоминает выскребание по асфальту в литографии. Произведения, выполненные в технике Г., отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию или линогравюру. Г. встречается в графике 20 в. В России Г. под названием граттографии впервые использован М. В. Добужинским в работах 1920-х гг.
Бумагу или картон покрывают воском или парафином, грунтуют каким-либо тоном (чаще темным) и процарапывают открывая белую бумагу (или наоборот).


ГРАФИКА — вид изобразительных пространственных (пластических) искусств; связанный с изображением на плоскости: рисунок или отпечаток наносится на лист бумаги, иногда картона; различают станковую и книжную графику, по целевому назначению — прикладную (промышленную), экслибрис, плакат, по способу исполнения и возможностям воспроизведения — уникальную и печатную. Разновидностью графики является лубок — народная картинка.

ГРАФИТ — графит относится к продуктам натурального происхождения и по существу своему представляет одну из форм кристаллического углерода в смеси с различными иными веществами. Графитные карандаши в наше время очень популярны и имеют самое широкое применение. Их выделывают в большом количестве сортов, причем почти всегда в деревянной оправе, но выпускается в продажу графит и без всякой оправы.
Карандаши различаются по номерам, которыми определяется степень их мягкости, причем первым номером обозначается более мягкий сорт. В лучших сортах графитных карандашей номера заменены буквами: H(hard - твердый) и B(black - черный). Наиболее мягкие и черные карандаши имеют обозначение: пять В, самые твердые - одно В.
Самый черный (и самый дорогой) графит все же лишен интенсивности черноты; кроме того, ему присущ блеск. Рисунок, исполненный графитом (тем более твердым) блестит, вот почему графит пригоден исключительно для мелких рисунков - аль-омных по преимуществу, которые хорошо сохраняются без фиксирования, если для рисунка не был взят слишком мягкий графит. Графит готовится также в виде акварельной краски, причем обладает в этом виде очень приятным тоном.


ГРАФФИТИ — движение в искусстве, возникшее в молодежной культуре США и распространившееся в Европе 1960—1970-х гг. Граффити — искусство улиц, и художники, в основном молодые люди, используют в качестве живописного материала разноцветные спреи (краски в баллончиках). Роль холста играют стены зданий, общественный транспорт, заборы. Некоторые представители этого направления рисуют разноцветными мелками, например Кейт Харинг.

ГРАФИЧНОСГЬ — художественное качество в пластических искусствах, связанное с использованием возможностей графики; лаконичная выразительность линии и светотени.

ГРИЗАЙЛЬ — однотонная, монохромная живопись, обычно имитирующая скульптурный рельеф, выполняет роль декоративной росписи или панно.

ГРОТЕСК — тип художественной образности, основанный на контрастном, причудливом сочетании фантастики и реальности, прекрасного и безобразного, трагического и комического.

ГРУНТ (польск. qrunt; от нем. Grund - дно, основа) — 1) в живописи тонкий слой специального состава, наносимый поверх холста или дерева как основы с целью придать поверхности нужные художнику технологические качества; бывает клеевым, масляным или эмульсионным; 2) в технике углубленной гравюры — слой кислотоупорного состава, которым покрывают металлическую доску перед началом работы.

ГУАШЬ — краски для живописи, разводимые водой, от акварели отличаются наличием в составе белил, большей плотностью красочного слоя.

ГУММИАРАБИК — сок, вытекающий из-под коры аравийской и африканской акаций. Бесцветные или слегка желтоокрашенные прозрачные комки. Состоит из калиевых и кальциевых солей арабиновой кислоты. Растворяется в воде. В иконописи используется как связующее твореного золота и серебра для золотопробельного письма - особой манеры исполнения пробелов.

ГУН-БИ — в классической средневековой живописи и современной традиционалистской китайской живописи гохуа одна из двух (наряду с се-и) дополняющих друг друга манер; основана на тончайшей графической проработке деталей, ясной читаемой линии.

                  

Слова на букву "Д"

                         

ДАДАИЗМ — движение, возникшее в Цюрихе в 1916 г. в среде эмигрантов. Интеллектуальный бунт. Крупнейшие представители: М. Дю-шан, Ф. Пикабия, X. Арп, М. Эрнст, К. Швиттерс.

ДВИЖЕНИЕ — перемещение в пространстве; пластические искусства находят возможность внести движение в неподвижные композиции.

ДВИЖКИ, оживки, отметины — в технике древнерусской живописи белильные блики, завершающие пробелку и вохрение.

ДЕКАДЕНСТВО — собирательное обозначение для нетрадиционных явлений в искусстве 2-й половины ХIХ — начала XX в. Характерные черты — настроения упадка, мотивы смерти и небытия, культ красоты, неограниченной свободы личности и творчества.

ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ — является частью архитектурного ансамбля или произведения декоративно-прикладного искусства, предназначена для украшения или подчеркивания конструкции и функции здания или предмета.

ДЕКОРАТИВНОСТЬ — качественная особенность произведения искусства, определяемая его композиционно-пластическим и колористическим строем, форма выражения красоты.

ДЕКОЛЬ — способ переноса изображения на стеклянную, фарфоровую и керамическую посуду (кружки, тарелки, стаканы, пепельницы) методом высокотемпературного обжига; высокостойкое изображение на стекле, фарфоре, фаянсе, эмалированной посуде.

ДЕКОР (от латинского decoro - украшаю) — система украшения сооружений (фасада или здания) или изделия.

ДЕТАЛЬ — значащая подробность, характеризующая героя или среду бытия, может быть исполнена символического смысла.

ДЕФОРМАЦИЯ — отступление от воспринимаемой глазом натуральной формы, преобразование видимой формы.

ДИОРАМА — лентообразная, изогнутая в плане полукругом картина передним предметным планом.

ДОЛИЧНОЕ ПИСЬМО — в русской иконе предшествующее изображению лица и открытых частей тела изображение пейзажа, архитектуры, одежды.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА — при сопоставлении усиливают друг друга, при смешении обесцвечиваются.

ДОСКА — пластина или плита из металла, дерева и др., на поверхности которой выполняется гравюра перед процессом печатания.

ДОСКА ИКОННАЯ, лузга — специальным образом обработанная доска с углубленным средним полем — ковчегом, на котором писалась икона.

ДРАПИРОВКА — изображение ткани, свободно падающей или собранной в красивые складки.

ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО — 1) искусство Древней Руси (IХ-ХIII вв.), начальный этап развития средневекового русского искусства, время его сложения, христианизации и первого расцвета. Послужило образцом и базой для развития русской, украинской, белорусской художественных школ XIV-XVII вв.; 2) средневековое русское искусство (IX-XVII вв.).

                  

Слова на букву "Ж"

                         

ЖАНР — в теории изобразительного искусства область искусства, ограниченная кругом тем, предметов изображения, авторским отношением к предмету.

ЖИВОПИСНОСТЬ — яркость, выразительность; свойства художественного исполнения, характерные прежде всего для станковой живописи.

ЖИВОПИСЬ — вид изобразительных искусств, ее произведения создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность; явление мировой культуры, прошедшее на протяжении тысячелетий эволюцию от наскальных росписей палеолита до новейших течений, объединяющие разные этнические и культурно-конфессиональные миры; основные разновидности — станковая и монументальная.

ЖИВОПИСЬ НA ШЕЛКЕ — распространена главным образом в искусстве стран Дальнего Востока, ей присуща особая фактурно-пространственная выразительность.

ЖИВОПИСЬ ПО-СЫРОМУ, алла прима — разновидность масляной живописи, требующая окончания работы до подсыхания красок.

ЖИКЛЕ (giclee) - эксклюзивные цифровые художественные репродукции шедевров живописи на холсте, по качеству исполнения и цветопередачи не уступающие оригиналу. При производстве цифровых художественных репродукций используется технология, известная на Западе как жиклe или жикли (giclee). Эта технология позволяет полностью воссоздать бессмертный шедевр на натуральном холсте, воспроизвести мельчайшие нюансы цвета и светотени, передать характер и фактуру мазка. Сохраняется даже печать времени в виде кракелюр.

ЖУХЛОСТЬ — в масляной живописи ненормальные изменения в высыхающем красочном слое.



источник: https://paintingart.ru/encyclopaedia/term.html
категория: Другие статьи | добавил: Varlam (08.10.2019) | автор: paintingart.ru
просмотров: 542 | теги: словарь художественных терминов, термины в изобразительном искусстве